Пророк мухаммед мир ему и благословение. Наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)

Жены пророка, мир ему и благословение Аллаха, должны занимать особое положение в сердце каждого верующего, ведь с одной стороны они — пророка, мир ему и благословение Аллаха, а с другой — у них есть особое достоинство, о котором сообщил сам Всевышний Аллах. Он сказал (смысл): «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены – их матери» . [Сонмы, 6] Поэтому их называют матерями верующих, или матерями правоверных. Каждая из них является в духовном смысле матерью для всех верующих. А кто как не мать заслуживает того, чтобы ее ребенок знал о ней, вспоминал о ней и обращался с молитвой за нее?

Для знакомства с ними обратимся к «Краткому жизнеописанию» от хафиза Абдульгани аль-Макдиси, одного из больших мухаддисов ханбалитского . В этой книге он предоставил самую основную информацию о женах пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха в виде краткой биографической справки о каждой из них.

Предваряя слова хафиза Абдульгани, стоит упомянуть, что верующему в Исламе разрешается иметь до 4 жен одновременно, но на пророка, мир ему и благословение Аллаха, данное ограничение не распространялось, и у него было более 4 жен. В чем мудрость этого исключения в конце можно будет прочитать объяснение имама, хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни .

Жены пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха

Писал имам, Абдульгани ибн Абдульуахид аль-Макдиси аль-Ханбали (544 — 600 г.х.) в главе «Его жены, мир и благословение Аллаха ему и им» :

«Первой, на ком женился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, была Хадиджа бинт Хувейлид ибн Асад ибн Абдуль-‘Узза ибн Кусай ибн Киляб.
На ней он женился в 25 лет.
Она оставалась с ним пока Великий и Могущественный Аллах не отправил его с посланнической миссией, а после этого стала его надежным советником и поддержкой.
Она умерла за три года до хижры (переселения) — это самое надежное из мнений. Также есть версии, что это произошло за пять лет до хиджры, и что это произошло за четыре года до хиджры.

Затем его женой стала Сауда бинт Зам’а ибн Кейс ибн Абду-Шамс ибн Абду-Уадд ибн Наср ибн Малик ибн Хисль ибн ‘Амир ибн Люай. Он женился на ней в Мекке перед хиджрой. До этого она была замужем за Сакраном ибн ‘Амром, братом Сухейля ибн ‘Амра.
Будучи замужем за ним (пророком, мир ему и благословение Аллаха) она состарилась, и он хотел дать ей развод, но она подарила день своей близости Аише, и он оставил ее в женах.

Также , мир ему и благословение Аллаха, женился на Аише бинт Абу Бакр ас-Сыддик в Мекке за два года до хиджры. И есть версия, что это произошло за три года до хиджры.
А жить с ней стал уже после хиджры, в Медине, когда ей было девять лет. Через семь месяцев (после прибытия в Медину). И есть версия, что это произошло через 18 месяцев.
Когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, умер, ей было 18 лет.
Она умерла в Медине и согласно ее завещанию была похоронена на кладбище аль-Бакы’. Это произошло в 57 году от хиджры. И есть версия, что это был 56 год, но первый вариант более надежный. Молитву над ней возглавил Абу Хурейра.
Из всех, на ком женился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, только она была девственницей. Ее кунья: Умм ‘Абдуллах.
Передается, что она забеременела от пророка, мир ему и благословение Аллаха, и у нее был выкидыш, но это не является достоверным.
____________

От переводчика: следует учесть раннее половое созревание у девушек в южных широтах, а также то, что супружеская жизнь с наступлением полового созревания — это обычная практика в те времена. Это касалось не только девушек, но и парней. В малые годы мальчики становились мужчинами во всех смыслах этого слова. И ранний брак не считался чем-либо предосудительным, а иначе первыми бы выступили с осуждением этого многочисленные критики из враждебных народов и племен. Кроме того, сама Аиша, да будет доволен ею Аллах, всю жизнь была рада этому замужеству и гордилась им.
____________

Также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, взял в жены Хафсу бинт Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ею и ее отцом.
До него она была замужем за Хунейсом ибн Хузафа, сподвижником посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он умер в Медине, а до этого участвовал в сражении при Бадре.
Передано, что , мир ему и благословение Аллаха, дал ей развод [аль-Бухари, 5122], но пришел к нему Джибриль и сказал: «Аллах повелевает тебе вернуть Хафсу (в жены). Она много постится и выстаивает молитвы, она будет твоей женой в Раю» .
И передал ‘Укба ибн ‘Амир аль-Джухани, сказав: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дал развод Хафсе бинт Умар. Эта новость дошла до Умара, он обсыпал голову песком и сказал: «После такого не обратит Аллах внимание на Умара и его дочь». На следующий день к пророку, мир ему и благословение Аллаха, спустился Джибриль и сказал: «Великий и Могущественный Аллах повелевает тебе вернуть (в жены) Хафсу из сострадания к Умару» . [ат-Табарани в «аль-Кабир» 23/188]
Она умерла в 27 год от хиджры. И есть версия, что в 28-ой, в год открытия Африки.

Также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, взял в жены Умм Хабибу бинт Абу Суфьян. Ее имя: Рамля бинт Сахр ибн Харб ибн Абду-Шамс ибн Абду-Манаф.
Со своим мужем Убейдуллахом ибн Джахшем она переселилась в Эфиопию, там он стал христианином, а она продолжила быть в Исламе.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, женился на ней, когда она была в Эфиопии. Ее махром у ан-Наджаши было 400 динаров. По ее вопросу посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправил в Эфиопию ‘Амра ибн Умейя ад-Дамри, попечителем ее замужества выступил ‘Усман ибн ‘Аффан. И есть версия, что это был Халид ибн Саид ибн аль-‘Ас.
Умерла она в 44 год от хиджры.

И женился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на Умм Саляме. Ее имя: Хинд бинт Абу Умейя ибн аль-Мугира ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн Махзум ибн Якза ибн Мурра ибн Ка’б ибн Люай ибн Галиб.
Ее мужем до него был Абу Саляма: Абдуллах ибн Абдуль-Асад ибн Хиляль ибн Абдуллах ибн Умар ибн Махзум.
Умерла она в 62 году от хиджры и была похоронена на кладбище аль-Бакы’. Она умерла позже остальных жен пророка, мир ему и благословение Аллаха. И есть версия, что последней умерла Маймуна.

Из тех, кого взял в жены посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Зейнаб бинт Джахш ибн Риаб ибн Я’мар ибн Сабира ибн Мурра ибн Кабир ибн Ганам ибн Дудан ибн Асад ибн Хузейма ибн Мудрика ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Ма’д ибн ‘Аднан.
Она — дочь его тети по отцу Умеймы бинт Абдуль-Мутталиб.
Была до него замужем за его вольноотпущенником Зейдом ибн Хариса, но он дал ей развод, и Аллах с небес выдал ее замуж за , мир ему и благословение Аллаха, так что пророк, мир ему и благословение Аллаха, не проводил с ней процедуру заключения никяха.
Достоверно передается, что она говорила другим женам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Вас выдали замуж ваши отцы, а меня замуж выдал Аллах с высоты семи небес» . [ , 7420]
Она умерла в Медине в 20-й год от хиджры и была похоронена на кладбище аль-Бакы’.

Женился также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха на Зейнаб бинт Хузейма ибн аль-Харис ибн Абдуллах ибн ‘Амр ибн Абду-Манаф ибн Хиляль ибн ‘Амир ибн Са’са’а ибн Муавия.
Ее прозвали Умм аль-Масакин (ар.: «мать нуждающихся») из-за того, что она часто кормила нуждающихся.
До этого она была женой Абдуллаха ибн Джахша. И есть версия, что ее мужем был Абдуллатыф ибн аль-Харис, но первый вариант надежнее.
[Пророк, мир ему и благословение Аллаха,] женился на ней в третий , и она пробыла с ним лишь немного: два или три месяца. [Затем умерла.]

Также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, женился на Джувейрии бинт аль-Харис ибн Абу Дырар ибн Хабиб ибн ‘Аиз ибн Малик ибн аль-Мусталик аль-Хуза’ии.
Она была взята в рабство во время похода против Бану аль-Мусталик. При разделе трофеев оказалась в доле Сабита ибн Кейса ибн Шаммаса. Он заключил с ней договор о самовыкупе из рабства. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, оплатил стоимость ее выкупа и женился на ней в шестой год от хиджры.
Умерла она в месяц раби’ аль-авваль 56 года от хиджры.

Еще посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, взял в жены Сафию бинт Хуей ибн Ахтуб ибн Абу Яхья ибн Ка’б ибн аль-Хазрадж ан-Надырию. Она из потомком Харуна ибн ‘Имрана — брата Мусы ибн ‘Имрана, мир им обоим.
Ее взяли в рабство в Хайбаре в седьмой год от хиджры. До этого была замужем за Кинаной ибн Абу аль-Хакыком. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, убил его [т.е. убила его армия во время военного похода на Хайбар], освободил Сафию и сделал ее освобождение брачным даром [садак, махр].
Умерла в тридцатый год . И есть версия, что в пятидесятый.

Также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, женился на Маймуне бинт аль-Харис ибн Хазн ибн Буджейр ибн аль-Харм ибн Рувейба ибн Абдуллах ибн Хиляль ибн ‘Амир ибн Са’са’а ибн Муавия.
Она приходится тетей по матери Халиду ибн аль-Уалиду и Абдуллаху ибн ‘Аббасу.
Женился на ней посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, у Сарифа и там же начал с ней супружескую жизнь. Там она и умерла. Сариф — водоем в девяти милях от Мекки.
Она была последней, на ком он женился из матерей верующих. Умерла в 63 году от хиджры.

Это те, с кем у него были супружеские отношения. Всего одиннадцать. Еще было семь, с которыми состоялось заключение брака, но не было супружеских отношений».

См. «Мухтасар ас-сира», с. 105-116.

Хафиз аль-Малики писал: «А что касается тех, насчет которых образовалось разногласие, будь это те, с кем он начал супружеские отношения, а затем расстался с ними, или те, с кем он заключил брак, но не было супружеских отношений, или те, к кому он посватался, но никях с ними не состоялся, — о них и о причинах расставания с ними образовалось разногласие с множеством мнений, и необходимо воздерживаться от категоричных насчет любой из них» . См. «Аль-Истиаб» 1/90.

Мудрость многочисленности жен пророка, мир ему и благословение Аллаха

Хафиз Ибн Хаджар писал: «О мудрости многочисленности его жен из слов обладателей знания набирается десять выводов. И некоторые из них уже упоминались.

  • Первый из них: таким образом приумножается число тех, кто видит его скрытую сторону и будет отвергать то, что надумывали о нем многобожники, якобы он колдун или что-то еще.
  • Второй: чтобы посредством таких семейных уз с ним распространилось почетное положение на различные арабские рода.
  • Третий: чтобы увеличилась их сплоченность.
  • Четвертый: возложение на него дополнительных трудностей в служении Аллаху. Ведь на него возложена задача не отвлекаться на то, что ему нравится, от приложения максимальных усилий в донесении призыва.
  • Пятый: чтобы через жен распространились его семейные связи и умножилось количество его помощников против тех, кто воюет с ним.
  • Шестой: передача тех шариатских положений, о которых могут не узнать мужчины. Ведь то, что происходит с женой, в основном скрыто от посторонних.
  • Седьмой: познание его не публичных прекрасных нравов. Он женился на Умм Хабибе, тогда как ее отец враждовал с ним. Женился на Сафие после того как (мусульманами) был убит ее отец, дядя и муж. Если бы он не был самым совершенным из творений в своих нравах, то они бы выражали к нему неприязнь. Но сложилось так, что он был любимее для них, чем все их семьи.
  • Восьмой: уже было подробно расписано о проявлении , которое заключается в множестве половых актов [с разными женами за одну ночь] при малом количестве еды и питься, многочисленности постов и непрерывных двухдневных постов. [ , мир ему и благословение Аллаха,] велел держать пост тем, кто не имеет возможности жениться, и указал, что приумножение поста ослабляет половое влечение. Но эта естественная закономерность перестала действовать в отношении него, мир ему и благословение Аллаха.
  • Девятый и десятый: как уже цитировалось от автора «аш-Шифа», это сохранение их (жен) целомудрия и забота о них.

И Аллах лучше знает» . См. «Фатх аль-Бари» 9/115.

Дорогие братья, давайте вспомним о достоинствах нашего Пророка (мир ему и благословение), его нравах для того, чтобы наши намерения, мысли и образ жизни хотя бы немного приблизились и соответствовали этому идеалу.

Пророк (мир ему и благословение) – это совершенный во всех отношениях человек. Он был ниспослан Всевышним как милость и спасение для всего человечества. В этом выражается милость Создателя к Своим рабам. Всевышний говорит в Коране, обращаясь к Пророку (мир ему и благословение) (смысл):

«Я не послал тебя, кроме как милостью для миров » (сура «аль-Анбияъ», аят 107).

Он посланник милости, ниспосланный милостью для верующих и неверующих, для всего рода человеческого.

Доброта и милосердие ко всякому творению Всевышнего – черта нашего Пророка (мир ему и благословение).

Восхваляя его, Всемогущий Создатель в Коране говорит:

َإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ

سورة القلم 4

Смысл: «Поистине ты – обладатель великого нрава » (сура «аль-Калам», аят 4) То есть тебе (Пророку) Всевышний подчинил самые лучшие нравы, и ты находишься над ними. Всевышний Господь нарек его двумя Своими прекрасными именами – «Рауфун» и «Paxимун» , что означает «Сострадательный» и «Милосердный» . В своей доброте и милосердии Пророк (мир ему и благословение) не делал различий между уверовавшими и неуверовавшими.

Известен такой случай, когда к Пророку (мир ему и благословение) обратился бедуин (из неуверовавших), и попросил у Пророка (мир ему и благословение) что-то. Дав ему требуемое, Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Сделал ли я тебе доброе?”. Тот ответил: “Нет, ты не сделал ничего особенного”. Мусульмане разгневались и чуть не бросились на него. Но Пророк (мир ему и благословение) приказал им успокоиться. Войдя в дом, Пророк (мир ему и благословение) взял еще что-то и отдал бедуину со словами: “Сейчас сделал ли я тебе добро?”. Он ответил: “Да. Да воздаст тебе Господь, лучшему из людей”. Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: “Ты сказал то, что сказал, но в сердцах моих сподвижников ты посеял гнев. Сказал бы ты то, что сказал мне сейчас перед ними, чтобы гнев покинул их сердца”. Он согласился. На следующий день Пророк (мир ему и благословение) рассказал сподвижникам об этом и сказал: “Я похож на человека, у которого сбежал верблюд, за которым погнались люди, тем самым только увеличивая страх и скорость животного. Хозяин просит людей остановиться и предоставить ему самому возможность обуздать верблюда, ведь он лучше знает свое животное, и, дав верблюду пучок травы, он может успокоить и обуздать его. Далее Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если бы я не остановил бы вас, то вы убили бы его, и он вошел бы в Ад”.

Милосердие к семье

Милосердие Пророка (мир ему и благословение) распространялось и на его семью. Анас сказал: “Я не видел человека более доброго и мягкого по отношению к своей семье, чем Пророк (мир ему и благословение)”. Он сказал: “Когда сын Пророка (мир ему и благословение) Ибрахим находился у кормилицы, Посланник (мир ему и благословение) отправлялся туда с нами только лишь для того, чтобы поцеловать его” .

Его милосердие к семье выражалось также и в том, что он помогал своим женам в домашних делах.

Асвад говорил: “Я спросил у Айши, каков Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в кругу семьи”. Она ответила: “Он с удовольствием помогает своей жене в домашних делах, и он не из высокомерных, часто обслуживал себя сам, штопал свою одежду, чинил обувь” .

Милосердие к детям

Особо милостив был Пророк (мир ему и благословение) к детям, сиротам и немощным. Он говорил: ”Я вступаю в молитву, намереваясь удлинить ее, но когда я слышу плач ребенка, я совершаю намаз быстро из-за милосердия к матери и ребенку” .

Он ласкал своих детей, целовал их, играл с ними. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поцеловал своих внуков Хасана и Хусейна в присутствии Акраа ибн Хабиса, тот сказал: “У меня десять сыновей и я ни разу их не поцеловал”. На что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Кто не милосерден, над тем не смилуется никто” .

Пророк (мир ему и благословение) любил бывать в обществе бедных людей. Он навещал их во время болезней, участвовал на похоронах и хлопотал за них.

Особое милосердие и внимание Пророк (мир ему и благословение) оказывал сиротам. В завещании Пророк (мир ему и благословение) велел мусульманам помогать им. В хадисе сказано: “Я и помогающий сиротам в Раю будем рядом, как два пальца одной руки” .

Милосердие к животным

Милосердие Пророка (мир ему и благословение) распространялось и на животных.

Был такой случай: когда Айша стала погонять своего верблюда, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей на это: “Будь милосердна” .

Однажды, войдя в сад одного из ансаров, Пророк (мир ему и благословение) увидел там верблюда. Животное подошло к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и из глаз животного потекли слезы. Он погладил его за ушами, и верблюд перестал плакать. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “Кто хозяин этого верблюда?” Вышел один молодой ансар, и Пророк (мир ему и благословение) обратился к нему: “Неужели ты не боишься Аллаха за то, что ты делаешь с этим животным?! Оно жалуется мне на то, что ты не кормишь его и чрезмерно утомляешь ”.

Он запрещал убивать лягушек, говоря: “Их кваканье – тасбих (поминание Аллаха)” .

Пророк (мир ему и благословение) рассказал про женщину, которая попала в Ад из-за того, что держала кошку взаперти и не давала ей возможность искать себе пропитание.

Пророк (мир ему и благословение) очень строго запретил нам стравливать животных, а также запретил беспокоить птиц.

Когда один человек взял из гнезда птенца голубя, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Верните птенца своей матери” .

Щедрость

Щедрость, великодушие, благородство – именно эти качества были присущи Пророку (мир ему и благословение). Он говорил: Щедрый человек близок к Аллаху, близок к людям, близок к Раю. Скупой далек от Аллаха, далек от людей и близок к Аду .

Также он говорил: Нет дня, чтобы два ангела не сходили с небес. Один говорит: “О Аллах! Ты даруй взамен дающему.” А другой говорит: “Даруй скупому гибель .

Пророк (мир ему и благословение) проявлял щедрость не для того, чтобы заслужить похвалу или же из-за боязни лишиться богатства. Он не был щедр из высокомерия или увеличения количества своих сторонников. Его щедрость была на пути Аллаха, только ради Его довольства. Щедрость Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была ради сохранения религии, распространения ее. Его щедрость была направлена на поддержку сирот, вдов, больных и т. д.

Его щедрость не исходила из его зажиточности, состоятельности. Он давал то, в чем нуждался сам и его семья.Великодушие Пророка (мир ему и благословение) достигало такой степени, что он просто не мог отказывать просящим о помощи.

Верность и терпение

Верность – это качество, присущее только истинно уверовавшим высоконравственным муъминам.

Пророк (мир ему и благословение) был верным в договорах и обещаниях.

Один человек продал Пророку (мир ему и благословение) что-то, и Пророк (мир ему и благословение) остался ему должен небольшую сумму. Они договорились встретиться на этом же месте на следующий день, чтобы рассчитаться. Этот человек вспомнил о договоре только через три дня и пришел в указанное место. Там он застал Пророка (мир ему и благословение), который ожидал его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему: “Ведь ты обременил меня, я третий день ожидаю тебя” .

Терпение Пророка (мир ему и благословение) на пути Аллаха превосходило терпение всех терпеливых. Его стойкость в притеснениях и преследованиях превосходила стойкость всякого.

Из всего, что создано Всевышним, наилучшими Его творениями являются пророки. Из пророков – те, которые являлись посланниками, а среди посланников самыми лучшими являются: Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад, которых называют «улюль-‘азми» (обладатели твердой решимости), да благословит их всех Аллах и приветствует! А среди названных пятерых посланников самым высокочтимым и лучшим является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Его имя прославляется на всей земле

Имя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), не ошибусь, если скажу, что знает каждый, кто обитает на планете Земля. Не только люди, но даже звери и птицы, а также всё неживое прославляет его славное имя.

Мархаба, Раби-уль-авваль!

Рождён в Благословенной Мекке, похоронен в Лучезарной Медине. Он вошёл в жизнь каждого, кто верит в Единственность Господа. Ради него был создан мир и всё, что в нём находится. Он оставил самый яркий след в истории всего человечества. Перенёсший много испытаний от своего же народа, он донёс Истину, которой придерживаются миллионы людей в самых разных уголках планеты Земля.

Достоинство благословения Пророка Мухаммад (мир ему и благословение)

Самое любимое творение Аллаха из всех Его творений – это наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), которого мы обязаны почитать и следовать Его сунне (указанный путь). Если говорить о следовании, то во всем трудно следовать сегодня, однако, разве мусульманин ищет легкости в этом бренном мире?

Наставления Пророка Мухаммада о ценностях человеческой жизни

В достоверных высказываниях сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) всегда встречал людей с улыбкой, и когда пожимал чью-либо руку, никогда не убирал свою руку первым.

Поистине, Всевышний сделал следование и повиновение Своему Посланнику (мир ему и благословение) повиновением Себе и связал любовь к Себе с любовью к Пророку (мир ему и благословение). Потому что, поистине, из всего сотворенного нашим Творцом последний Пророк, Пророк всех пророков – Мухаммад (мир ему и благословение), является самым почтенным, самым дорогим и любимым Его творением.

Для лицемеров слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что любовь к нему и следование за ним и есть любовь к Аллаху и следование Его велениям очень тяжелы. Какая же разница между теми мунафиками...

Возвеличивание Пророка (мир ему и благословение) и оказание ему почёта – наша обязанность и отдельная от проявления любви к нему ветвь веры. Уважение к нему превыше любви, так как мы не всегда возвеличиваем тех, кого любим.

Рабиуль-авваль – это месяц, в котором появился на этой Земле Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), последний из Божьих посланцев, печать всех пророков.

Всевышний послал нашего Пророка (мир ему и благословение) милостью для миров. Милостью верующим и неверующим, покорным и грешникам, милостью к животным, деревьям, растениям, камням. Он послан как пророк не только к людям, но и джиннам, ангелам и остальным существам.

Мухаммад (мир ему и благословение) – последний из пророков, после него не родится другой пророк, он завершает посланническую миссию и является печатью пророков.

Есть в году месяц, по которому скучаешь весь год, ждёшь его наступления, а когда он приходит, сердце охватывает какая-то умиротворённость, которую описать не в состоянии. Это не Рамадан, нет. Рамадан, безусловно, великий месяц, с ним верующего связывает очень многое.

Обычно Пророк (мир ему и благословение) в своих письмах к правителям писал следующее: «Бисмилляхи ррахмани ррахим (именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том!)

Если задаться вопросом, кто самый лучший и великий из людей за всю историю развития человечества, ответ будет однозначным: Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), который родился в понедельник в городе Мекка, на рассвете 12-го числа месяца Раби-уль-авваль.

Всевышний послал нашего Пророка (мир ему и благословение) милостью для миров. Милостью верующим и неверующим, покорным и грешникам, милостью к животным, деревьям, растениям, камням. Он послан пророком не только к людям, но и джиннам, ангелам и остальным существам.

В этой статье мы хотим рассказать о некоторых эпизодах из жизни нашего господина (сайида) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Это минимум необходимого объёма знаний, который должен знать каждый мусульманин о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение).

Прообразом всех мусульманских мечетей служила мединская мечеть, сооруженная еще при жизни Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Она была сооружена из глиняных кирпичей, пальмовых ветвей и листьев.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Дорогие братья мусульмане и сёстры мусульманки! Если вас спросят: «Кто самый великий из людей? Кто самый милосердный из людей? Кто самый справедливый из людей? Кто самый лучший из людей? Кто самый достойный из людей? Кто самый щедрый из людей? Кто самый честный из людей? Кто самый знающий из людей?»

Если вы знаете ответ на эти вопросы, то приходилось ли вам читать биографию этого человека? Была ли у вас возможность насладиться прослушиванием повествования о его жизни? Возникало ли у вас в сердце желание встретиться с этим человеком и поговорить с ним?

Аллах облагодетельствовал нашего благородного Пророка (мир ему и благословение Аллаха) тем, что взрастил его наилучшим образом и дал ему прекрасный нрав, и этот нрав был в нем с самого юного возраста и до тех пор, пока его не упокоила смерть. Ещё до начала пророчества Аллах готовил его к этой миссии. Вначале ему была внушена любовь к одиночеству, и он удалялся от людей в пещере Хира, проводя там долгие ночи и размышляя над мирозданием, устроенным Аллахом. Вдали от мирской суеты и людских заблуждений, его сердце озарялось светом смирения и духовной чистоты.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) продолжал делать так, пока к нему не явилось веление Аллаха. Наш Господь почтил Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) тем, что отправил его к людям с лучшим из посланий и с самой великой из религий. Аллах сделал его посланником и печатью пророчества, который завершил все бывшие религии, отменил все законы предыдущих пророков, кроме тех, что были утверждены Исламом.

С тех пор, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) получил веление своего Господа, он принялся призывать людей к Аллаху и Единобожию, объясняя необходимость поклоняться только Аллаху, у которого нет сотоварищей, и требуя от них отказаться от многобожия и поклонения идолам. Вначале он обратил свой призыв к родственникам и друзьям. Первой женщиной, ответившей на его призыв, стала его жена Хадиджа, из мужчин первым стал Абу Бакр ас-Сиддик, а из детей – Али ибн Абу Талиб (да будет всеми ими доволен Аллах).

Постепенно Ислам начал своё распространение, мусульмане, покорившиеся Аллаху, собирались вокруг посланника Аллаха в доме аль-Аркама ибн Абу аль-Аркама, чтобы напиться из источника небесных знаний, обучиться аятам из Книги Аллаха. Со временем количество мусульман росло, Ислам принял Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), что дало верующим уверенности и воодушевило их.

Вспомним момент, когда Аллах сказал своему пророку: «Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников» (15.Аль-Хиджр: 94).

Этот аят ознаменовал собой вступление Ислама в новый этап, отныне призыв к религии Аллаха стал совершаться открыто

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднялся на гору Сафа и объявил всем людям, что он посланник от Аллаха, и что миссия его заключается в том, чтобы призвать людей к Единобожию и покорности Аллаху. Он возвестил им, что Рай будет наградой тем, кто ответит его призыву и последует за ним, а тот, кто ослушается и отвернётся, того ждет адское наказание. Некоторые люди ответили его призыву, а другие стали насмехаться и даже причиняли ему страдания. Пророк и его сподвижники проявляли терпение и стойкость во всех невзгодах, они жертвовали на пути Ислама всем, чем могли, стремясь призывать к этой великой религии.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обходил группы паломников в Мине, одну за другой, призывая их и проповедуя им Истину Ислама. Он прилагал все свои силы, чтобы донести до людей самое великое, самое совершенное и являвшееся последним послание от Аллаха (Велик Он и Славен). Аллах оказал пророку свою поддержку, направив к нему паломников из Медины. Они собрались в Мине, и в месте под названием Джамрат аль-Акаба мединцы дали пророку обещание оказывать полную поддержку ему и его сподвижникам.

Затем Аллах позволил своему пророку переселиться в Медину, которая впоследствии стала обителью веры и первым исламским государством. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправился в Медину, взяв Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) своим спутником в этой исторической поездке. Когда пророк вышел в путь, Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) остался спать на его постели, чтобы сбить с толку многобожников, которые уже ожидали пророка у дверей его дома и держали наготове свои мечи с намерением убить его. Однако Аллах ослепил их зрение, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) смог выйти целым и невредимым, после чего он направился к месту встречи со своим верным сподвижником Абу Бакром. Вместе они тронулись в путь на юг от Мекки, и укрылись на горе Саур. Они провели там несколько дней, в ожидании пока все утихнет, и многобожники прекратят преследование. После этого они направились на север в сторону Медины, в которой мусульмане с радостью встретили своего пророка (мир ему и благословение Аллаха). Пророк построил мечеть и провел братание между своими сподвижниками – мухаджирами (переселенцами из Мекки) и ансарами (мединскими мусульманами), после чего приступил к строительству первого исламского государства.

Исламское государство начало крепнуть и расти. Всевышний Покровитель позволил верующим оборонять свою страну, даже если для этого требовалось вести сражения. Многобожники ожидали и надеялись, что верующих и их страну постигнет зло, и она развалится. Между двумя сторонами проходили тяжелые сражения: на одной стороне были люди, призывающие к добру, а на другой – сторонники зла. Аллах (Велик Он и Славен) защищал верующих, укреплял их и давал поддержку, вследствие чего их страна окрепла, усилилась, а свет Ислама достиг самых дальних уголков этого мира.

Спустя годы после того, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покинул Мекку, он вернулся в неё победителем, чтобы возвысилось слово Аллаха и восторжествовала Истина. Биляль (да будет доволен им Аллах) взобрался на Каабу и воззвал к людям, огласив улицы Святого города призывом к Единобожию. Пророк сокрушал идолов, установленных в Мекке, читая слова Аллаха: «Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель» (17.Аль-Исра: 81).

Дорогие братья и сестры, такой была жизнь нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это была жизнь, наполненная неутомимым усердием, праведными делами, призывом к Аллаху и защитой религии. Этим путем посланник Аллаха шёл до самой смерти, и Аллах довёл эту религию до высшего совершенства и сделал Свою милость к верующим полной и абсолютной. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) умер в понедельник 12-го или 13-го числа месяца раби` аль-авваль. Да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, а также над всей его семьёй, сподвижниками и всеми, кто последовал за ним до самого Судного Дня.

Аллах сделал отличительным качеством пророка высокий нрав и совершенную мораль. Обращаясь к нему, Всевышний говорит: «Воистину, твой нрав превосходен» (68.Аль-Калям: 4).

Одним из качеств пророка было его поразительное бескорыстие. Он давал людям то, что они просят, в то время как сам мог месяц или два не разводить в своём доме огонь из-за недостатка продуктов. Однажды пророку подарили теплую накидку, в которой он очень нуждался, но один человек попросил её у пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он подарил ему. Люди стали порицать этого человека, говоря ему: «Он же нуждался в ней, ведь ты знаешь, что он никогда не отказывает просящему».

Отвага пророка (мир ему и благословение Аллаха) поражала его современников. Он был самым смелым из людей, проявляя бесстрашие и дерзость в битвах с врагами. Когда люди бежали с поля боя, он оставался непоколебим и продолжал наступать. Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Когда разгоралась сеча и глаза воинов наливались кровью, мы держались позади Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). И не было никого, кто стоял бы к врагу ближе него».

Несмотря на свое мужество и отвагу, он был очень обходительным и милостивым человеком, не был грубым, резким в выражениях и не вёл шумных разговоров на рынке. Он не отвечал злом на зло, а напротив, прощал и забывал обиды. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я прислуживал пророку (мир ему и благословение Аллаха) десять лет, и он никогда не сказал мне даже «Уф». Если я что-то сделал, то он не спрашивал меня, зачем я это сделал, а если я чего-то не сделал, то он не спрашивал меня, почему я этого не сделал».

Пророк не был хмурым, он шутил со своими сподвижниками, жил вместе с ними, вёл с ними беседы, играл с детьми и сажал их себе на колени. Бывало, что кто-то из малышей мочил его одежду, но это нисколько не раздражало пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он всегда отвечал на просьбы людей, не различая между свободным и рабом, богатым и бедным. Он навещал больных, даже если приходилось идти на другой конец Медины. Когда кто-то просил у него прощения или извинялся, он всегда принимал извинения и прощал. Если во время коллективной молитвы он слышал детский плач, то сокращал молитву, опасаясь причинить трудность матери ребёнка. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) держал на руках свою внучку во время проведения коллективной молитвы с мусульманами, и когда он стоял, то брал её на руки, а когда совершал земной поклон, клал её на землю.

Посланник вёл очень скромный образ жизни и не стремился к благам этого мира, но в том, что касается Мира Следующего, он был самым усердным. Когда Аллах дал ему выбор: либо быть царем-пророком, либо рабом-посланником, он предпочел стать рабом-посланником.

О мусульмане! Эти некоторые примеры – жемчужины пророческого нрава! Пусть его нрав будет для вас как светоч, который осветит путь. Идите за ним, следуйте его пути и руководствуйтесь его наставлениями. Воистину Аллах заложил в нашем Пророке (мир ему и благословение Аллаха) самую благородную и возвышенную нравственность и поэтому приказал нам следовать за ним и подражать ему. Аллах сказал: «Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, Пророка, не владеющего грамотой, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем» (7.Аль-А`раф: 158).

Сколько бы времени ни прошло, как бы далеко ни жили друг от друга мусульмане, среди них всегда будет группа истинно верующих людей, которые будут скучать по избраннику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Они будут желать встречи с ним и мечтать о том, чтобы увидеть его, чего бы им это не стоило.

Братья и сестры, давайте вместе прочитаем эти удивительные слова нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Одними из самых сильных людей в своей любви ко мне будут те, которые появятся после меня. Все они будут желать, чтобы только лишь увидеть меня, даже если им пришлось бы пожертвовать ради этого своей семьёй и имуществом» (приводит Муслим).

Но, более того, и сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отвечал взаимностью таким людям, потому что он тоже желал увидеться с ними. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я хотел бы встретиться со своими братьями» , – сподвижники спросили его: «А разве мы не твои братья?» Посланник Аллаха сказал: «Вы мои сподвижники (Асхаб), а братья мои – это те, которые уверовали в меня, не увидев меня». (Ахмад)

Призываем Аллаха быть свидетелем наших слов, что мы любим Его и любим Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)!

Любовь к пророку (мир ему и благословение Аллаха) является неукоснительной обязанностью каждого мусульманина. Ибн Кудама аль-Макдиси (да одарит его Аллах своей милостью) говорил: «Знай, что вся община Ислама едина в своём мнении, что любовь к Аллаху и к Его посланнику обязательна (фард)».

Один из праведных предшественников говорил: «Любовь к Аллаху и Его посланнику – одна из величайших обязанностей Имана (веры), это один из самых значимых столпов Имана и самое важное его правило. Более того, любовь к Аллаху и Его посланнику – это основа всех дел Веры и религии».

Если человек отдает предпочтение тому, кого он любит, над самим собой, то уже ничто не покажется ему трудным на пути подтверждения этой любви. Иман (вера) мусульманина не достигнет совершенства, пока посланник Аллаха не станет для этого человека любимее самого себя, не говоря уже о ком-то или о чем-то другом.

О те, кто полюбил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!

Знайте, что у любви есть признаки, по которым её можно определить. Самым первым и главным признаком любви к Аллаху является следование сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас» (3.Алю Имран: 31).

Аль-Хасан аль-Басри и другие праведные предшественники говорили: «Некоторые люди утверждали, что они любят Аллаха, и Аллах испытал их этим аятом: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас». (3.Алю Имран: 31)

Суфьян (да одарит его Аллах своей милостью) говорил: «Любовь – это следование за посланником (мир ему и благословение Аллаха)».

Если человек действительно любит Аллаха и Его посланника, то он проявляет ревность за Аллаха и Его посланника в той степени, насколько крепка его любовь. Если же ревность за Аллаха и Его посланника отсутствует в сердце, то в нём отсутствует и любовь, даже если сам он считает себя любящим Аллаха. Лжет тот, кто заявляет о своей любви, а сам не проявляет никакой ревности, когда видит, что другие попирают запреты Аллаха, ослушаются Его, пренебрегают Им, наносят Ему обиды и не чтут его велений. Разве такой бывает любовь!? Нет, сердце такого человека не имеет любви, оно холодно как лёд. Как человек может говорить о своей любви к Аллаху, когда сердце его не испытывает ревности, видя, как нарушаются границы, установленные Аллахом, а приказы его не выполняются. Если ревность за религию Аллаха исчезает из сердца, то вместе с ней исчезает и любовь, более того – исчезает и сама религия, оставив после себя едва заметный след.

Также признаком любви к пророку является любовь к его сподвижникам. Кто любит пророка, тот любит и сподвижников. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойтесь Аллаха, бойтесь Аллаха в том, что касается моих сподвижников!

Бойтесь Аллаха, бойтесь Аллаха в том, что касается моих сподвижников!

Не делайте их предметом ваших придирок после моей смерти. Кто возлюбит их, то возлюбит из любви ко мне, а кто возненавидит их, то возненавидит из ненависти ко мне. Тот, кто обижает их, тот обижает меня, а кто обижает меня, тот обижает Аллаха, а тот, кто обижает Аллаха, на того скоро падёт Его кара» (приводят Ахмад, ат-Тирмизи).

Сами сподвижники очень сильно любили посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Наверное, ни для кого не секрет, как поступал Абу Бакр во время хиджры (переселения), защищая его ценой своей жизни и здоровья, от всех опасностей и невзгод. Всем известно, как поступали другие сподвижники, не щадя себя ради любви к пророку. Вспомните женщину, которая потеряла своего мужа, брата и отца в сражении при Ухуде:

«…Когда первые вестники прибыли и высказали ей свои соболезнования, она только спросила: «Как обстоят дела посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» – Ей сказали: «О, женщина, хвала Аллаху, он в порядке, как ты и хотела». Женщина сказала: «Покажите мне его, чтобы я сама посмотрела на него». Тогда ей показали на него, и когда она увидела, сказала: «Если ты в порядке, то любая беда незначительна».

Вспомните про Зайда ибн ад-Дасина (да будет доволен им Аллах), который был пленён и находился в Мекке. Сафван ибн Умайя ибн Халяф отправил Зайда в Тангим в сопровождении своего вольноотпущенника по имени Нистас, чтобы казнить его там в отместку за убитого им отца. Там же собралась группа курайшитов, среди которых был и Абу Суфьян ибн Харб. Когда Зайда подвели к месту казни, Абу Суфьян сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, Зайд, хотел бы ты, чтобы Мухаммад был сейчас у нас, на твоём месте, и мы отрубили бы ему голову, а ты оказался бы в кругу семьи?» Зайд сказал: «Клянусь Аллахом, я не желаю, чтобы Мухаммад был даже уколот колючкой, находясь в том месте, где он находится сейчас, ради того, чтобы я оказался в кругу своей семьи». Абу Суфьян сказал: «Я не видел, чтобы кто-то любил кого-то так же, как сподвижники Мухаммада любят своего пророка». И после этого Нистас убил Зайда.

Как же мусульманин может не любить посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в то время, когда сам Аллах дает ему самую высокую оценку в Священном Коране. Всевышний сказал: «Ты по милости своего Господа не являешься одержимым. Воистину, награда твоя неиссякаема. Воистину, нрав твой превосходен» (68.Аль-Калям: 2-3).

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (9.Ат-Тауба: 128).

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21.Аль-Анбия: 107).

«Он милосерден к верующим» (33.Аль-Ахзаб: 43).

Если мусульманин возлюбил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то должен следовать его Сунне. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» («7.Аль-А`раф: 3).

Эти слова означают: идите по следам этого пророка, который пришёл к вам с Книгой, ниспосланной от Господа и Владыки всего сущего.

Аллах (Свят Он и Велик) сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59.Аль-Хашр: 7).

Человек не сможет добиться истинного Ислама до тех пор, пока не будет абсолютно послушен и доволен решениями посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). В Коране говорится: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью» (4.Ан-Ниса: 65).

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24.Ан-Нур: 63).

О те, которые уверовали! Повиновение пророку (мир ему и благословение Аллаха) – наша обязанность и неотъемлемая часть веры в его пророчество. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто повинуется мне, тот войдёт в Рай, а кто ослушался меня, тот отказался (от Рая)» (приводится у Аль-Бухари).

Суфьян ас-Саури (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Факихи (ученые Шариата) говорили: «Слово не будет полноценным без дела, слово и дело не будут полноценными без правильного намерения, а слово, дело и намерение не будут полноценными, если не соответствуют Сунне».

Братья и сестры, да хранит Вас Аллах, остерегайтесь нововведений в религии, ведь они противоречат Сунне и объявляют вражду по отношению к ней. Всевышний Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (6.Аль-Ан`ам: 153).

Если человек пытается обосновать свои религиозные дела и убеждения одними чувствами, эмоциями, любовью, ощущениями, личными пристрастиями, тогда как Шариат Аллаха не подтверждает этих дел и убеждений, то все эти ощущения – есть заблуждение и ложь. Человек, делающий источником своей религии какие-то свои личные внутренние переживания и опыт, на самом деле просто следует за своими страстями и прихотью. Никому не разрешено делать своей религией то, что нравится ему лично, и запрещать в религии то, что ему не нравится и то, чем он недоволен. Всё должно совершаться только в соответствии с путем, который указал нам Аллах. Всевышний установил для нас законы Священного Шариата, для этого он послал к нам Своего посланника, и приказал ему и всем верующим неуклонно следовать этому Шариату. Поэтому наши праведные предшественники называли всех, кто в чём-то выходил из Шариата, последователями своих страстей. Такое название давалось им потому, что они придумали в религии то, чего в ней нет. Наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершит в этой нашей религии нечто новое, что не имеет к ней отношения, то это дело будет отвергнуто»

Ан-Навави сказал: «Этот хадис является самой великой основой из основ Ислама, он является образцом лаконичности Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Данный хадис откровенно и ясно отвергает любые новшества и изобретения в Шариате».

Если мы всё это знаем, то становится предельно ясно, что для правильного и неуклонного следования Сунне мы должны обязательно сторониться нововведений.

Новшества в религии являются очень опасными и оказывают пагубное влияние на веру мусульманина, расшатывая основы его религии. Религиозные нововведения являются проводником неверия, ведь начинается всё с того, что человек приписывает Аллаху какие-то законы, не обладая знанием, словно он хочет дополнить Шариат, считая его незаконченным. Ислам не позволяет творчески подходить к религиозным вопросам, потому что изобретения в Исламе вносят раскол в нашу Умму, отвлекают людей от подлинной Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха) и вводят смуту в ряды мусульман, изменяя и искажая религию.

Именно поэтому религия Аллаха предписывает суровое возмездие тем, кто вносит новшества в исламский Шариат. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах задерживает покаяние каждого сторонника нововведений до тех пор, пока он не оставит своё нововведение» (приводят Аль-Байхакы и ат-Табари, а аль-Албани назвал хадис достоверным).

Суфьян ас-Саури сказал: «Новшество любимее для Иблиса, чем грехи, потому что человек кается в своих грехах, а в новшествах не кается». Сторонники новшеств не каются и не просят Аллаха о прощении за свою ересь, потому что считают её истиной. Поэтому болезни сердец, вызванные нововведениями, намного опаснее, чем болезни сердец, вызванные страстями, и похотью. Аллах Всевышний сказал: «Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путем? Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает» (35.Фатыр: 8).

О, рабы Аллаха! Бойтесь вашего Господа в том, что касается Сунны вашего пророка.

О, рабы Аллаха! Бойтесь вашего Господа в том, что касается следования пути посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь он сказал: «Я буду возглавлять вас у Водоёма (Хауд), но некоторых людей уведут от меня, и я скажу: «О Господь мой, это мои приверженцы», – Но мне будет сказано: «Ты не знаешь, какие новшества они придумали после тебя, они изменяли и подменяли!» Пророк же скажет тогда: «Долой, долой тех, кто изменял и подменял» (приводят Аль-Бухари и Муслим).

Да убережёт нас Аллах от того, чтобы потерпеть убыток!

Приближается месяц Рабби-уль-авваль, когда мусульмане всего мира будут вспоминать приход в мир нашего благословенного Пророка Мухаммада (ﷺ). В данной статье мы поговорим о почитании и любви к Пророку (ﷺ), приведем аяты, хадисы и примеры из жизни праведных предков на эту тему.

1. Обязанность почитания Пророка (ﷺ)

Аллах говорит Своему Пророку (ﷺ) о необходимости для тех, кто говорит, что любит Всевышнего, любить Его Пророка (ﷺ):

«Скажи (о, Посланник): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, (тогда) полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи» – ведь Аллах – прощающий, милосердный» (3, 31).

Эта любовь к Пророку (ﷺ) означает повиновение ему, следовать его примеру, гордиться им и восхвалять его, как Аллах восхвалял его в Своей Священной Книге, говоря:

«И, поистине, ты обладаешь прекрасными качествами» (68, 4).

Любовь к Пророку (ﷺ) является признаком совершенного Имана. В достоверном хадисе Пророк (ﷺ) сказал:

«Не будет совершенной ваша вера, пока вы не полюбите меня больше, чем своих детей, родителей и всех людей» (Бухари, Муслим).

В другом хадисе сказано, что «Никто из вас не уверует (не достигнет совершенной веры), пока он не полюбит меня больше, чем себя самого» (Бухари).

Совершенство веры зависит от любви к Пророку (ﷺ), потому что Аллах и Его ангелы восхваляют его, как говорится в аяте:

«Поистине, Аллах оказывает Своё милосердие пророку, а Его ангелы благословляют пророка! О вы, которые уверовали, молитесь за него и приветствуйте его искренним приветствием!» (33, 56).

Из этого аята становится ясно, что качества верующих проявляются, когда они молятся за Пророка (ﷺ).

2. Аллах сказал: «Призывайте благословения на Пророка (ﷺ)»

Мы должны молиться за Пророка (ﷺ) и восхвалять его, к чему нас призывает Аллах в аяте:

«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. [Аллах Всевышний хвалит Пророка перед приближенными ангелами, и Его ангелы тоже хвалят его и обращаются к Аллаху с мольбой за него.] О вы, которые уверовали! Благословляйте его [Пророка] (и вы) и приветствуйте пожеланием мира» (33, 56).

3. Аллах сказал: «Радуйтесь Пророку (ﷺ)»

Проявлять радость и счастье по поводу того, что Аллах ниспослал нам Пророка (ﷺ) также является нашей обязанностью, о которой сообщает Аллах в Коране:

«Скажи (о, Пророк) (всем людям): «Щедрости Аллаха [Корану] и Его милосердию [Исламу]», – этому [Корану и Исламу] пусть они радуются» (10, 58).

Так нам указано поступать, поскольку радость делает наши сердца благодарными за милость Аллаха. И какая милость может быть больше, чем эта (ниспослание Пророка (ﷺ)) о ком Сам Аллах говорит:

«Мы не послали тебя ни с чем, кроме как милостью для людей» (Ан-Анбия, 107).

Поскольку Пророк (ﷺ) был послан как милость для всего человечества, не только мусульмане, но и все люди должны радоваться ему. К сожалению, многие люди в наши дни не подчиняются этому приказу Аллаха радоваться приходу Пророка (ﷺ).

4. Обязанность знать сиру Пророка (ﷺ) и подражать его характеру

Нам следует знать о нашем Пророке (ﷺ), о его жизни, его чудесах, его рождении, его прекрасном нраве, его вере, о признаках пророчества, о его уединении. Что может быть лучше, чем приобретение знания о его жизни? Благодаря этому Аллах будет довольным нами, потому что, если мы будем знать жизнь Пророка (ﷺ), мы лучше сможем подражать ему и брать его в пример для себя, и таким образом, получить спасение в этой жизни и следующей.

5. Кем был наш возлюбленный Пророк (ﷺ)?

Те, кто видел Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), так описывали его красоту:

«Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) был очень красив и привлекателен. Его благословенный лик сиял, словно луна в полнолуние… Нос его был очень красив… Густая борода, большие глаза, ровные щеки. Рот был широким, а зубы сверкали, словно отборные жемчужины… Шея его была словно серебряный сноп… Он был широк в плечах, плечи были плотными, крепко сбитыми…»

«Ростом наш Пророк, Посланник Аллаха был не очень высок, но и не мал. Цвет кожи был не светлым, но и не слишком смуглым. Волосы были не прямыми, но и не слишком кудрявыми. Когда ему исполнилось 40 лет, Аллах возложил на него миссию Пророка. После того, как он принял на себя пророческую миссию, он прожил чуть более 10 лет в Мекке и еще 10 лет в Медине и покинул этот мир в возрасте 63-ти лет. И даже тогда, когда он покидал земную жизнь, на его голове и в бороде не нашлось бы и 20-ти седых волос».

6. Опасность ослушания Пророка (ﷺ)

Противоположность следованию его повелениям и его Сунне являются заблуждения и новшества. Аллах угрожает таким людям лишением Своей милости и наказаниями:

«А тот, кто воспротивится Посланнику после того, как стал ему ясен (истинный) путь, и последует не по пути верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился, и будем жечь его в Геенне. И как скверно это пристанище!» (4, 115).

Пророк (ﷺ) сказал: «Тот, кто не любит мою Сунну и не следует ей, не имеет ко мне отношения» (Бухари и Муслим).

7. Дополнительные признаки любви к Пророку (ﷺ)

Все мусульманские ученые единогласны в отношении обязательности возвеличивать Пророка (ﷺ), его семью и сподвижников. Это было практикой благочестивых предшественников и имамов прошлого, которые всегда проявляли крайнее почтение и смирение, когда в их присутствии упоминали Пророка (ﷺ). Имам Джафар ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб (Джафар ас- Сиддик) бледнел, когда слышал, как упоминают Пророка (ﷺ). Имам Малик не рассказывал ни одного хадиса, кроме в состоянии ритуальной чистоты. Абд ар- Рахман ибн аль- Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр аль- Сиддик начинал краснеть и заикаться, когда он слышал, как кто-то упоминает Пророка (ﷺ).

Что касается ‘Амира ибн ‘Абд Аллаха ибн Аль-Зубайра ибн aль-Авам аль-Асади (одного из ранних суфиев), он так плакал (при упоминании Пророка ﷺ), что в его глазах не оставалось слез. Когда в их присутствии рассказывали хадис, они понижали свои голоса. Имам Малик сказал: «Его святость (хурмат) после его смерти, такая же, как и его неприкосновенность при его жизни».

Любовь к нему его сподвижников:

Однажды, когда Абу Хурайра в очередной раз призвал мать к вере в Аллаха и Его Посланника ﷺ, она сказала в адрес Пророка ﷺ слова, которые болезненно задели и опечалили Абу Хурайру.

Весь в слезах он отправился к Посланнику Аллаха ﷺ.

Пророк ﷺ спросил его:

Что же так расстроило тебя, о Абу Хурайра?!

Он ответил:

Я неустанно призываю мою мать к Исламу, но она ни как не соглашается. Когда я сегодня в очередной раз призвал её, то услышал от неё плохие слова в твой адрес. Прошу тебя, взмолись Всемогущему Аллаху, чтобы Он склонил сердце матери Абу Хурайры к Исламу.

Посланник Аллаха ﷺ внял его просьбе и воззвал к Аллаху.

Абу Хурайра рассказывал:

“Я вернулся домой и, увидев, что дверь открыта, услышал звук льющейся воды. Только я собрался войти в дом, как моя мать крикнула мне: “Оставайся на месте!”

Затем она оделась и торжественно провозгласила: “Войди же!” Когда я вошёл в дом, мать произнесла: “Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Его…”

Я вновь со слезами на глазах, как и час тому назад, возвращался к Посланнику Аллаха ﷺ. Но если в первый раз это были слёзы отчаяния и скорби, то теперь это были уже слёзы радости и счастья. Я воскликнул:

Возрадуйся, о Посланник Аллаха… Аллах внял твоему призыву и наставил мать Абу Хурайры на истинный путь Ислама…” (Муслим и Ахмад. Также Ибн Хаджар в аль- Исаба (7:435 , 7:512) и другие.)

Этот хадис похож на другой хадис Пророка (ﷺ), адресованный предводителю верующих Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах):

«Никто не любит тебя, кроме верующего, и никто не ненавидит тебя кроме лицемера» (Муслим, ан- Наса’и и Ахмад).

Другой хадис подчеркивает необходимость увеличивать нашу любовь к Аллаху Тааля и Его Посланнику (ﷺ)

К Пророку (ﷺ), пришёл один человек и спросил его о Часе:

“Когда (настанет) Час?” (Посланник Аллаха ﷺ) спросил: “А что ты для него приготовил?” Этот человек как будто смирился, а затем ответил: “О, Посланник Аллаха! Я не приготовил для него множество намазов, постов и милостыней, однако я люблю Аллаха и Его Посланника (ﷺ)”, и Пророк (ﷺ), сказал: “Ты будешь с теми, кого ты любил”».

«Среди моей общины будут люди, которые придут после меня, и которые отдали бы свою семью и все имущество в обмен на возможность увидеть меня» (Муслим передал его в Сахих)

«Один человек пришел к Пророку (ﷺ) и сказал: «Посланник Аллаха, я люблю тебя больше, чем мою семью и мое имущество. Я все время думаю о тебе, и я не едва могу ждать того момента, когда я смогу опять прийти к тебе и посмотреть на тебя. Я знаю, что когда я умру, и ты умрешь, и когда ты войдешь в Рай, ты будешь находиться на высоком уровне, с другими пророками, и я не смогу там быть с тобой». Аллах тогда ниспослал следующий аят:

«А кто повинуется Аллаху и Посланнику, то они – вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, правдивейших, павших за Веру и праведных. И как прекрасны они (в Раю) как товарищи!» (4:69)

Пророк (ﷺ) позвал этого человека и прочитал ему этот аят».
(Табарани и Ибн Мардавайя передали его от Аиши и Ибн ‘ Аббаса, и Кади ‘ Ияд привел его в Аш-Шифа, а также Ибн Касир в своем Тафсире (1:310))

О Аллах, ниспошли мир и благословение нашему Пророку (мир ему и благословение), его семье и сподвижникам!